ДЕТСКИЕ СТРАХИ - www.bumik.ru

ДЕТСКИЕ СТРАХИ

14 мая 2012 -

Различные страхи, опасения, переживания в какой-то период жизни возникают практически у каждого человека. И если взрослый человек еще как-то может справляться  с подобными чувствами, то ребенок, испытывающий страхи становится просто беспомощным. За психологической помощью  нередко обращаются родители с детьми, испытывающими те или иные страхи. Наиболее подвержены страхам дети от двух до девяти лет. Это вполне понятно. В этом возрасте ребенок уже многое видит, многое знает, но еще не все понимает. Именно в этом возрасте необузданная детская фантазия еще не сдерживается реальными представлениями и знаниями о мире. Чего же боятся дети?  Да чего угодно… практически любой реальный или вымышленный предмет или ситуация может стать объектом страха. Очень часто дети боятся темноты, животных, насекомых, грозы, незнакомых людей,  у детей  младшего школьного  возраста нередко встречается страх устного ответа у доски, страх заразиться, заболеть каким-нибудь серьезным  заболеванием.  

Причины появления детских страхов весьма разнообразны.

 

1.Экстремальный случай, произошедший с ребенком. К примеру, напугала собака, сам случайно запер себя в комнате и т.п. Однако не у каждого ребенка, покусанного собакой или запертого в комнате, возникают стойкие, значимые и заметные для окружающих страхи.

2.Особенности характера, провоцирующие развитие страхов. Возникновению страхов и их закреплению способствуют такие черты характера, как тревожность, неуверенность в себе, чрезмерную зависимость от других (родителей, воспитателей, учителей), несамостоятельность (по сравнению с другими детьми такого же возраста), общую соматическую ослабленность или болезненность ребенка. Такие особенности характера не обязательно приводят к возникновению страхов, но являются как бы фоном, почвой,  на которой возникшие в экстремальных случаях страхи легко укореняются и причиняют страдания самому ребенку и его близким.

3. Запугивающие  методы воспитания. «Не будешь спать – тебя Баба-_Яга заберет, вон она уже за дверью стучит!»  «Не прекратишь орать – отдам тебя чужому дяде». Кто из нас не слышал чего-нибудь подобного в детстве, кто  удержался и хотя бы иногда, изредка сам не произносил нечто похожее в адрес несносного упрямца или упрямицы. Наказание страхом – не столько действительно «страшное», сколько вредное наказание.

Во-первых, смышленый ребенок довольно быстро разберется, что стучащая за стенкой Баба-Яга – это всего лишь ремонтирующий квартиру сосед, а чужим дядям нет никакого дела до капризничающих детей. И тогда ребенок сделает для себя важное открытие, что родители просто-напросто врут и  ему тоже в дальнейшем какой-то своей цели можно добиваться ложью, ведь родители тоже врут. И уже бесполезно будет говорить о том, что нужно говорить всегда только правду, он вам не поверит.

Во-вторых, ребенок может действительно поверить, и испугаться. Тем более, если особенности его личности в чем-то провоцируют развитие страхов. В то, что Баба-Яга может войти в ваш дом и забрать его, несмотря на то, что в доме находятся его любимые родители. При этом нарушается чувство безопасности ребенка, и он начинает осознавать, что родители не являются его защитниками по жизни. И ребенок остается один на один со своими страхами.

4. Тревожное воспитание. Иногда ребенок боится не сам по себе, а потому, что боятся родители, что с ребенком может что-то случится, и передают ему свой страх.

5. Гипертрофированная фантазия и эмоциональная восприимчивость ребенка. Если что-то ребенок не понимает, а родителям некогда объяснить суть какой-то интересующей ребенка информации, то ребенок начинает  что-то домысливать, фантазировать. У многих детей фантазия просто не имеет границ. И на фоне гипертрофированной фантазии могут возникнуть те или иные страхи.

Как помочь ребенку справиться со страхами?

1.Перестаньте пугать, даже если раньше, до возникновения страхов, это было основным методом воспитания. Здоровье ребенка – дороже. Особенно недопустимо пугать ребенка тем, что его кому-то отдадут, а также смертью или отъездом навсегда кого-то из членов семьи.

2. Серьезно относитесь ко всем чувствам, которые испытывает ребенок. Недопустимо высмеивание страхов ребенка. То, что кажется вам чепухой, может быть очень и очень важным для вашего ребенка.

3. Не говорите о страхах ребенка с посторонними людьми в его присутствии. Он может почувствовать себя при этом очень неловко и еще больше замкнется в себе.

4.Не говорите о страхах ребенка между делом. Проблема слишком серьезна, чтобы ее можно было решить, готовя ужин или стирая белье. Выберите время, которое вы сможете полностью уделить ребенку, и с полным доверием ко всему, что он вам сообщит вам, расспросите его. Постарайтесь выяснить: что именно боится малыш? Есть ли у него облик (можно ли его нарисовать)? Что этот «кто-то» или «что-то» может сделать? Что можно сделать, чтобы уменьшить исходящую от предмета опасность?

Уже само ваше серьезное и конструктивное отношение к проблеме конкретного страха дочки или сына – мощное психотерапевтическое средство. Мама не смеется. Мама не боится. Мама вместе со мной, и она уверена, что со страхом можно справиться. Вывод: скорее всего мама права.

5. По возможности рисуйте вместе с ребенком все его страхи. Старайтесь найти в получившихся рисунках нестрашное или даже смешное (но помните, что смеяться должен ребенок, а не вы).

6. Ограничьте просмотр телепередач, фильмов с трагичными случаями, компьютерных игр «со стрелялками», страшными фантастическими персонажами.

7. Проанализируйте собственный стиль воспитания. Может быть, вы сами слишком тревожны? Может быть, вам следует самостоятельно или совместно со специалистом поработать с собственной тревогой, которая как в зеркале, отражается в страхах и тревоге ребенка? Нет смысла бороться с отражением – подумайте об этом.

8. Если ребенок перенес какой-то психотравмирующий эпизод или тяжелую болезнь, связанную с болью или длительным пребыванием в больнице, и именно после этого у него появились страхи, то обеспечьте ему на некоторое время щадящий режим. Проводите как можно больше времени с ребенком, снисходительнее относитесь к его шалостям. Говорить о страхах или перенесенной травме нужно только в том случае, если об этом заговорит сам ребенок.

Независимо от того есть ли у вашего ребенка страхи или нет максимум своего свободного времени посвящайте ему. Побольше ласкайте ребенка, оказывайте ему знаки внимания, говорите с ним, рассказывайте ему о своей жизни, читайте веселые книжки.

Иногда, бывают ситуации, когда без помощи специалиста не обойтись, в таком случае можно обратиться с подростком к психологу. Консультации психологов в Центре «Доверие» бесплатны и анонимны.  Адрес: ул. Вокзальная 6 (вход со стороны железной дороги). Запись по телефону 4-32-06. Также можно обратиться к психологу в Социально-реабилитационный центр несовершеннолетних  ( ул. Октябрьская 10, тел. 3-81-46).

 

Психолог                                                                                              О.А. Балобанова

 

 

 

Похожие статьи:

НовостиПринят закон о социальном патронате

НовостиГолландские дети смогут иметь трех и более родителей

НовостиСоглашение об усыновлении между Россией и США вступило в силу

Молодым родителям на заметкуИГРУШКИ. ЕСТЬ ЛИ В НИХ НЕОБХОДИМОСТЬ?

НовостиПоднятие ребенка за уши как метод воспитания

Рейтинг: 0 Голосов: 0 4242 просмотра
Комментарии (1)
turtix # 15 мая 2012 в 22:27 0
"Проанализируйте собственный стиль воспитания. Может быть, вы сами слишком тревожны? "- да, да, муж постоянно мне твердил, что я передаю сыну свои страхи. Я очень боялась темноты вплоть до где-то 3 летнего возраста сына. Теперь сын боится, хотя вроде не показывала виду. А я уже нет...

Был у нас случай, я пошла в магазин, находящийся недалеко от дома. После работы не успела заскочить, неслась в сад. Папа был в командировке. Оставила Ваню дома, чтоб не одевать снова. Ему уже лет пять может было, не помню возраст. Инструкций надавала, в общем, унеслась до магазина. Захожу в магазин, беру с полки, что надо было и тут...хоп! и свет погас! Во всем районе завода свет. Я все обратно на полку кинула и к двери рванула. А там охранница дверь перегородила, никого не выпускает. Я ей: Тетечка, милая, выпусти, ребенок дома один остался! Выпустила. Я до дома бегом. Несусь и думаю, дверь с домофоном, электричества нет, как открыть? Варианты спасения сына уже в голове строятся. К дому подбегаю, домофон отключен, дверь открыта, взбегаю на свой этаж, открываю дверь. А сама с Ваней разговариваю, чтоб не испугался. Захожу, а деть у меня в своей комнате закрылся, под одеяло залез. Меня услышал, выбрался, говорит: Эх, мама, а я думал ты уже не придешь. И вроде ничего так себя ощущает, несмотря на свою боязнь темноты.

Младшая родилась, сын ее тоже к темноте готовил, видимо, чтоб бояться вместе не страшно было, но дочь не поняла, что такого ужасного в темной комнате. В общем, не прокатило))) Тем более, мама-то тоже уже не боится)) А теперь уже и Ване надоело боятся, хотя иногда нет-нет, да и вспомнит свои страхи.

← Назад